Методика и логическая система обучения
Вряд ли есть что-то более полезное для знания,
для спокойной жизни и для успеха всякого дела,
чем умение человека владеть своими мыслями ...
Никто не знает силы собственных возможностей,
пока не испытает их ...
Джон Локк (1632-1704)
Один из деятелей периода Просвещения в Великобритании однажды сказал мудрую фразу: «Логика - это анатомия мышления». Имя этого выдающегося философа - Джон Локк, однако советы и утверждения его не столько философские, сколько практические. Многие из них можно применить для изучения различных дисциплин, а наш центр использует его принципы в технике и методике преподавания итальянского языка.
На сегодня количество учебных центров поражает настолько, что трудно сделать взвешенный выбор. И далеко не все прорекламированные школы могут похвастаться проверенным методом и техникой преподавания, которые бы приносили результаты слушателям, а не были лишь бесполезной тратой времени и денег. Если в преподавании в частности английского языка уже существуют действенные лингвистические центры и методы преподавания, то что говорить о более экзотическом, но не менее престижном итальянском языке? Школы есть, но дают ли они желаемый результат? Мы в свое время провели исследование методов преподавания нескольких лингвистических школ: вроде, все говорят об одном и том же (ассоциации, коммуникативная методика и другие завораживающие тактики), а вот слова с практикой расходятся, потому что, может, суть и понятна преподавателям, а студентов почему-то до сих пор терзают смутные сомнения.
Впрочем, сосредоточимся на том, что отличает хороший учебный центр от ряда многих других - наличие методики и специальных техник преподавания, с учетом психологии группы и потребностей индивидуального характера каждого ее представителя. Но об этом подробнее далее.
Разумеется, изучение любого иностранного языка – непростая вещь, однако посильная, если придерживаться нескольких простых принципов. Современные школы уже довольно успешно используют их в собственной практике преподавания.
Начнем с того, что изучение любой науки основывается на умении воспринять, понять, запомнить и воспроизвести информацию. Но как обеспечить выполнение этих вроде бы простых функций? Как сказал когда-то уже упоминавшийся нами Джон Локк,
а) «великое искусство изучить большое - это браться каждый раз за малое». Как бы вы не хотели, и какой феноменальной памятью не обладали бы, вы не сможете сразу охватить большое количество информации без системы, метода и, особенно, без её понимания. Человеческий мозг не способен фиксировать информацию, которая не является для него жизненно обоснованной – то есть такой, которая не была воспринята и понятна – ведь неупорядоченная и пока нецелесообразная информация только «засоряет, а значит и перегружает систему» - как выразились бы информатики, поэтому почти сразу забывается.
б) Любой процесс изучения начинается с правильного систематического представления информации, без лишних дополнений или отклонений – в виде простой модели, известной каждому человеку. При изучении любой науки следует понимать, что если все наши знания существуют в чётко запрограммированном виде в памяти, то и правильно предоставленная информация «впишется» туда значительно надёжнее.
в) Можно просто запомнить, что 3х2=6 и попытаться заучить все возможные варианты умножения чисел, а можно попытаться понять сам принцип этой операции. Именно так и работает наша методика: мы стремимся предоставить слушателю грамматику языка в том виде, в каком она существует в сознании носителя языка – простой, удобной в использовании логической системы.
Пользуясь простой логикой, слушатель начинает понимать данную базовую модель, а на ее основе - и более сложную. В результате, знания систематизируются, и постепенно слушатель не только начинает понимать, помнить и узнавать привитую системную модель, но и, руководствуясь собственной логикой, способен воссоздать и адаптировать ее в зависимости от ситуации.
НО!
Конечно, память имеет свои законы: все, что не повторяется или не сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, рано или поздно забывается. Точнее, доступ к соответствующей информации будет потерян или весьма затруднен. Параллельно с этим существует утверждение, что дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил. Почему, спросите вы? Все просто – из-за большой эмоциональной нагрузки. Человек сознательно не пойдет на ошибочные шаги, но ведь ситуации бывают разные, а в критических условиях, как говорится, сложно думается, потому и мозг ищет спасения в любой доступной ему информации. И находит наиболее памятную – ту, которая нас когда «поразила», если даже и не в положительном смысле.
В любом случае механическое запоминание - это большое испытание для взрослого человека – гораздо более эффективным является использование логических алгоритмов, а не зубрежка. Соответственно при обучении взрослой публики материал должен состоять в как можно более логической взаимосвязи, уменьшая к минимуму разрозненную информацию. Не стоит забывать и об эмоциональной мотивации – сочетание этих двух принципов не только упростит изучение, но и ускорит его. Наша лингвистическая лаборатория применяет данные принципы и методы в обучении своих слушателей, и это обеспечивает действительно плодотворные результаты.
В других же, менее удачных случаях, кто заучил русско-итальянский разговорник – знает русско-итальянский разговорник, а кто освоил логику итальянской грамматики – имеет шанс говорить на итальянском.
Не стоит забывать и о нескольких других моментах. Волю и желание нельзя смешивать. «Я стремлюсь к действиям, которые тянут в одну сторону, в то время как мое желание тянет в противоположную» – такая ситуация возникает довольно часто, когда вам чего-то нужно достичь в личной жизни или профессиональной сфере, однако мотивации для успеха не хватает. В дополнение подключается и естественная защитная реакция психики – лень. Задача наших языковых курсов заключается в том, чтобы таких защитных механизмов у слушателей возникало все меньше – до полного их аннулирования – при изучении. Что такое грамматика? Это конечно, не шквал разрозненных бесконечных аксиом. Грамматическая структура языка представляет собой рациональную, логическую систему, которая является точным отражением человеческого восприятия действительности. По сути, это алгоритмы работы мозга, зафиксированные в виде морфологии – суффиксов, окончаний, вспомогательных глаголов и других языковых составляющих, которые, кстати, мы без всяких сложностей применяем ежедневно в нашем родном языке. Поэтому такой же системе алгоритмов можно научить слушателей и в иностранном языке. Ви удивитесь, когда хаос слов, вызванных из хранилищ памяти рядами ассоциаций, мгновенно систематизируется и примет вид четкого предложения. Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы сделать обучение студентов приятным и интересным - без защитных механизмов лени.
Как мы знаем по собственному опыту, преподаватели, которые сумели нас научить (в отличие от тех, кто просто учил), не ограничивались передачей фактов и инструкций, а создавали в нашем сознании логическую систему. Такая система является самодостаточной и автодидактической, а потому является способной включать новые понятия и восстанавливать факты, которых не хватает. По сути, любое знание является такой логической информационной системой. Пока мозг не соберет ее сам, или ему не помогут в этом, не возникнет знакомого каждому приятного ощущения «я знаю». Следующим шагом будет «привить» в сознании слушателя такую информационную систему объективно – без искажений и погрешностей. С данного момента и начинается, собственно, создание учебного курса.
Подытоживая вышесказанное, хочется выделить и подчеркнуть основные принципы правильного учебного подхода. Как сказал уже известный нам Джон Локк, британский просветитель, «создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались»:
логическая система запоминания - в любой дисциплине можно выделить логическую информационную систему; мы не только открываем некоторые секреты легкого изучения итальянского языка, но и стимулируем активное конструирование и закрепление такой логической системы слушателями индивидуально, что пригодится и в любой другой жизненной или профессиональной сфере. Например, одним из таких принципов запоминания в итальянском языке есть тенденция к гармонизации звучания. Думаете, почему итальянский официально признан самым мелодичным языком в мире? Потому, что именно в нём все правила произношения отражают один и тот же принцип – убираем все, что вредит или мешает мелодичному произношению. Вот и имеем, что лишние согласные или гласные опускаются, а если какой-то не хватает, то наоборот добавляются (в артиклях, на пример). Есть куча правил, описывающих разные случаи, но принцип один. Его знание значительно упрощает весь учебный процесс и логически систематизирует все правила.
ассоциативная стратегия - любое обучение становится веселее и приятнее, если чувствуешь результат, которого достигаешь. Объем усвоенной информации вызывает у нас гордость, чувство удовлетворенности собой, а следовательно приводит к выделению эндорфина в организме. И чем больше этот объем, тем больше у нас стимула учиться дальше. Поэтому помочь увеличивать наш объем знаний мы можем благодаря ассоциациям, которые у нас вызывают слова или понятия. Конечно, на каждое слово ассоциацию не подберешь, но запомнив основную лексическую базу, новые слова сразу же станут ассоциироваться с уже освоенными – по принципу цепной реакции. И знания студентов, в результате будут увеличиваться как снежный ком.
компаративная стратегия - данная стратегия раскрывает свою пользу параллельно с ассоциативной, поскольку базируется на сравнении нескольких языков и использовании общих принципов понимания для облегченного усвоения материала. Не беда, если вы не знаете других иностранных языков: общие принципы есть и в родном языке. Толковый преподаватель поможет открыть их слушателям и использовать на пользу делу!
мотивационно-эмоциональная стратегия - с точки зрения психики, чем важнее информация, тем более цепко она удерживается памятью. Без родного языка человек оказывается вне общества себе подобных. А усвоение языка в привычных условиях и близко не представляет жизненной необходимости, поэтому ее ценность для памяти намного ниже – значит, и запоминается она значительно большими усилиями. Вывод: на занятиях изучения языка нужно имитировать такие игровые ситуации, в которых информация стала бы спасательным кругом – тогда и запасные резервы памяти невольно начнут работать в полную силу.
стратегия поддерживания внимания - заключается в поддержании интересных тем разговора и непринужденного окружения, чтобы перенести внимание слушателей с языка на сам разговор. Другими важными критериями являются разнообразие сценариев преподавания – от способов подачи новой информации до игровых форм обучения в виде страноведческих квестов и социокультурных викторин.
В заключение, хотим дать несколько простых и приятных советов слушателям для самостоятельного изучения языка. Чтобы научиться понимать иностранную речь,
- активно общайтесь в социальных сетях (постоянное общение в небольших объемах обеспечит вам бесстрессовое запоминание "по горячим следам" и знакомство с новой культурой);
- смотрите иностранные кинофильмы (для начала даже с украинскими / русскими субтитрами);
- слушайте радио (через Интернет), песни;
- делать это желательно в наушниках, и при этом просто пытаться понять услышанное, и отнюдь не пытаться сразу же переводить все на родной язык.
Ведь, слушая иностранную речь, те, кто пытаются сразу же переводить, в результате просто не успевают за дискурсом и теряют концентрацию, а соответственно, и суть. Процесс перевода занимает немало времени, а носитель языка успевает далеко зайти вперед, пока мы возимся с одной фразой. Вместо получения результата рискуем просто устать и потерять желание учиться.
В любом случае сначала вы не будете понимать ни слова, потом начнёте схватывать и различать отдельные слова, потом общий смысл и так далее по нарастающей. Для этого необходимо выделять не менее, чем по 40 минут 2 раза в неделю. А при условии периодического улучшения грамматики и словарного запаса, результаты не заставят себя ждать.
Что же касается действенности зарубежной языковой практики, то она действительно эффективна, ведь:
- в языковой среде проблема аудирования решается сама собой.
- в живом общении словарный запас накапливается значительно эффективнее
- при интенсивной практике обычно решается проблема «языкового барьера»
Но! Все это имеет смысл лишь в том случае, если у вас есть солидная языковая база. В первую очередь грамматическая. Иначе, вы рискуете выучить язык на уровне «моя твоя не понимает». Ведь, в отличие от лексики, грамматическую систему с речи мы будем потом вынуждены выуживать по крупицам и складывать, как пазлы. Двухнедельной поездкой в Италию (или другую интересующую страну) эту проблему не решишь.
Поэтому закладывайте правильную языковую базу с самого начала, пользуйтесь всеми полезными фишками для обучения и запоминания, практикуйте в свое удовольствие без лишних замешательств - только так вы добьетесь желаемого результата!