Собор Святого Петра – жемчужина христианского мира
- Подробности
- Опубликовано 17.03.2019 13:01
Каждому известно, что собор Святого Петра является крупнейшим католическим храмом, а также самым масштабным архитектурным сооружением христианского мира.
Даже неискушенного туриста способна поразить его величественность, восхитить красота и глубина внутреннего убранства собора, включающего в себя множество настоящих произведений искусства. Но лишь истинные знатоки раннехристианской истории и ценители эпохи возрождения знают о том, какие тайны скрывает в себе это грандиозное творение нескольких поколений великих мастеров.
Интересное из истории собора
Величественный архитектурный памятник Ватикана не зря назван в честь одного из первых последователей Христа, считается, что Собор был построен именно на месте захоронения апостола Петра, которого христиане всего мира считают основателем своей церкви и ее первым главой. Однако достоверность данного факта сейчас подтвердить сложно. Доподлинно известно лишь то, что под Собором располагается древнейшее римское раннехристианское кладбище, созданное на месте цирка Нерона, где жестокий император расправлялся с христианами, а одна из могил, находящаяся среди прочих захоронений, по разным свидетельствам почиталась особенным образом в первых веках нашей эры.
Конечно, каждому туристу хочется верить в то, что это и есть легендарное место захоронения первоверховного христианского апостола, который, по преданию, должен быть «камнем, на котором Христос воздвигнет свою церковь». Самая первая древняя базилика, которая была построена ещё в IV веке нашей эры при римском императоре Константине, прекратившем гонения на христиан, была разграблена и фактически полностью разрушена сарацинами. Так что существующий ныне Собор, конечно же, представлен не в первозданном облике.
Интересным историческим фактом, связанным с первой базиликой святого Петра, является то, что именно здесь был коронован как император Рима сам Карл Великий. Одним из самых интересных и резонансных можно назвать тот факт, что строительство собора Святого Петра стало причиной Реформации, конечно, косвенной, но все же. Дело в том, что Папа римский Лев X, при котором возведение храма велось активным образом, не смог потянуть расходов на данное мероприятие.
Они оказались настолько велики, что понтифику пришлось пойти на крайние меры. Он продал право на реализацию индульгенций в Германии епископу Бранденбургскому, который оказался слишком алчным в этом деле и своими бесчисленными злоупотреблениями вызвал протестное движение, возглавляемое, как известно, Мартином Лютером.
Ценность собора Святого Петра, как памятника искусства Возрождения
В знаменитом Соборе до настоящего времени хранится множество произведений искусства мирового значения, вот лишь немногие из них:
Одним из главных считается знаменитая Пьета (скульптура, изображающая сюжет оплакивания Девой Марией умершего Христа) Микеланджело Буанаротти.
Гениальный скульптор создал мраморную композицию в 25 лет. Считается также, что это единственное создание автора, на котором он решил оставить собственный автограф. А причина для этого была весьма интересна: Микеланджело услышал однажды, как посетители Собора, обсуждая его творение, упоминали как автора совершенно другого скульптора. Уязвленное самолюбие мастера не позволило ему оставить этого, и тогда он вырезал надпись на левом плече Богоматери, которая гласила: «Исполнил Микеланджело Буанаротти флорентинец».
Творцом, роль которого в создании убранства храма, наряду с Микеланджело, была очень велика, считается Джовани Лоренцо Бернини. Его наиболее известным созданием считается киворий – своего рода бронзовый балдахин, располагающийся над главным алтарем собора, как раз над тем местом, где по легенде находится могила святого Петра. А бронзу для создания кивория, по иронии судьбы, взяли из разобранной части римского языческого Пантеона.
Интересен собор Святого Петра также тем, что вмещает в себе не только творения мастеров далёкого прошлого, но и мастеров двадцатого столетия. Например, известные по своему загадочному названию Врата Смерти, через которые в Ватикане отправляют в последний путь умерших понтификов, были созданы скульптором Джакомо Манцу в середине прошлого века. Поэтому можно смело сравнивать Собор с живым и постоянно обновляющимся организмом, не утратившим, однако, связь со своим величайшим прошлым.
Отправляясь в Рим, каждый иностранный путешественник в первую очередь рисует в своей голове образ прекрасного, грандиозного собора Святого Петра, давно уже ставшего одним из символов этого древнего города.
Это происходит отнюдь не спроста, ведь творение множества величайших мастеров разных периодов истории, оставивших в этом архитектурном сооружении частицу собственной души и личного таланта, заставляет каждого проникнуться трепетными чувствами, находясь рядом с живыми образцами искусства. А узнавая об исторических событиях, память о которых хранят стены Собора, любой человек начинает чувствовать себя причастным к великим моментам прошлого. По этим и множеству других причин собор Святого Петра считается поистине уникальным памятником искусства и истории, не имеющим аналогов в мире.